Уважаемые самодельщики! Администрация проекта собрала ответы на основные вопросы новичков - как построить багги, каким инструментом работать, какое оборудование можно использовать, где взять чертежи, можно ли использовать различные агрегаты и прочие вопросы...
Если новички не будут читать эти разделы и будут задавать эти вопросы на форуме, то, в зависимости от настроения администраторов, можно нарваться на
бан. Играйте по правилам и все останутся жЫвы.

Часто задаваемые вопросы

Вопросы по форуму Вопросы по мастерской Вопросы по багги Вопросы по мотовездеходам

-

Регистрация на форуме

-

Стандартные вопросы по форуму

-

Как задавать вопросы

-

О новых темах

-

О культуре речи

-

Размещение вложений

-

Размещение объявлений

-

Тэги форума

-

Модерирование форума

-

Администрирование форума

-

Как готовить статьи для FAQ

 

 
     
  Всем недовольным
     
  Карта форумчан
     
     

-

Рабочее место самодельщика
 

помещение
 

рабочая зона
 

смотровая канава
 

мебель

-

Оборудование рабочего места

-

Оборудование мастерской
 

оборудование для сварки
 

ручной инструмент
 

электроинструмент
 

измерительный инструмент

-

Энергоснабжение
 

электропроводка

генераторы переменного тока

-

Отопление мастерской

-

Вентиляция мастерской

-

Освещение мастерской

-

Полезные технологии

-

Халявные чертежи

-

Предпосылки к проектированию

-

Компоновки багги

-

Делаем сами чертежи

-

Трубы для рамы

-

Характеристика доноров

-

Трансмиссия багги

 

Полный привод
  Привод кулисы
-

Подвеска багги

  Амортизаторы
- Колёса для багги
- Все ответы по обвесу
- Стоимость багги
- Контроль размеров рамы
- Безопасность багги
-    
- О советчиках
- Устройство
- Производители
- Трансмиссия
  Бортовые фрикционы
- Подвеска БТР
- Идеи лодок
- Колёсные диски СТАРКО
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Часто задаваемые вопросы >> Вопросы по багги >> Стоимость багги

Стоимость изготовления багги очень сильно зависит от многих параметров. Основные вопросы, которые влияют на стоимость:
- своё помещения или арендуется;
- как отапливаться в зимний период;
- наличие собственного инструмента – как ручного, так и электрического;
- из каких агрегатов строится – полностью новые агрегаты и узлы, вплоть до хомутов и метизов, или бывшие в употреблении, т.е. с некоего донора.
- наличие крупных или мелких металлобаз с различными ценами на трубы;
Кроме самого творческого процесса постройки багги, нужно сделать много подготовительных и прочих операций. Прежде всего надо подготовить помещение мастерской – причём при этом необходимо чётко осознавать, что объём работ также зависит от того, в собственности это помещение или арендуется. Нужно подготовить место для работы, место под хранение агрегатов, запчастей, труб и прочих материалов. Допустим, рабочее место подготовлено и сварочный стол уже установлен, мы понимаем что мы будем строить, есть эскизы или чертежи. Мы можем приступать к постройке только лишь после того, как будем понимать, что будем строить. Пока этого понимания нет – приступать не надо, иначе все переделки в процессе изготовления могут увести в сторону от первоначального плана. В голове может быть буйство фантазии, но надо держать себя в рамках и изначально продумать то, что строишь. Рассмотрим вариант изготовления багги из классики. Если мы будем строить из новых агрегатов и запчастей, то потом проще будет сравнить со стоимостью багги из агрегатов ВАЗ-2108 (на самом деле при таком количестве классики на просторах необъятной родины проще строить из б/у – т.е. всё брать от донора):
Цены сентября 2011 г, магазин сети Русь Трейд:
- двигатель ВАЗ-21213 1,7 л – 29 300 р
- стартер – 2980 р
- радиатор ВАЗ-2123 – 1550 р
- вентилятор радиатора ВАЗ-21214 – 2960 р
- термостат – 240 р
- коробка передач ВАЗ-21074 – 14 550 р
- сцепление в сборе – 1570 р
- вал карданный ВАЗ-2121 длинный – 2 010 р
- редуктор переднего моста ВАЗ-2121 – 6 700 р
- ШРУС внутренний – 1 150 р + 1 410 р = 2 560 р
- подшипник шарнира – 2 шт х 80 р = 160 р
- кольцо стопорное – 2 шт х 26 р
- сальник привода – 2 шт х 70 р (в наличии только итальянский)
- ступица передняя ВАЗ-2108 – 2 шт х 360 р = 720 р
- подшипник ступичный – 2 шт х 270 р = 540 р
- ступица задняя ВАЗ-2108 с подшипником – 2 шт х 700 шт = 1 400 р
- суппорт ВАЗ-2108 – 4 шт х 1 150 р = 4 600 р
- рейка рулевая ИЖ-2126 – 2 600 р
- вал рулевой ВАЗ-2104 в сборе – 1350 р
- сиденье UNP Racer – 6 200 р х 2 шт = 12 400 р
- ремни 4-х точечные Pro-Sport – 2 800 р х 2 шт = 5 600 р
- бензобак ВАЗ-2101 – 2 140 р
- блок педалей ВАЗ-2101 – 790 р
- вакуумный усилитель ВАЗ – 2103 – 772 р
- диск колёсный R13 – 4 шт х 735 р = 2 940 р
- шина 175/70-R13 Nordmaster 2 – 4 шт х 2 271 р = 9 084 р
- диск тормозной ВАЗ-2108 – 4 шт х 550 р = 2 200 р
Итого, только по агрегатам и узлам получается такая сумма – почти 112 000 рублей. Это только стоимость агрегатов без учёта болтов, шлангов, хомутов и прочей сопутствующей всячины.
Если машина строится на базе агрегатов 2108:
- двигатель ВАЗ-2108 1,5 л – 38 000 р
- стартер ВАЗ-2108 – 2900 р
- радиатор ВАЗ-2123 – 1550 р
- вентилятор радиатора ВАЗ-21214 – 2960 р
- термостат – 240 р
- коробка передач ВАЗ-2108 – 16 380 р
- привод колеса правый – 2 950 р
- привод колеса левый – 2 500 р
- ступица передняя ВАЗ-2108 – 2 шт х 360 р = 720 р
- подшипник ступичный – 2 шт х 270 р = 540 р
- ступица задняя ВАЗ-2108 с подшипником – 2 шт х 700 шт = 1 400 р
- суппорт ВАЗ-2108 – 4 шт х 1 150 р = 4 600 р
- рейка рулевая ИЖ-2126 – 2 600 р
- вал рулевой ВАЗ-2104 в сборе – 1350 р
- сиденье UNP Racer – 6 200 р х 2 шт = 12 400 р
- ремни 4-х точечные Pro-Sport – 2 800 р х 2 шт = 5 600 р
- бензобак ВАЗ-2101 – 2 140 р
- блок педалей ВАЗ-2101 – 790 р
- вакуумный усилитель ВАЗ – 2103 – 772 р
- диск колёсный R13 – 4 шт х 735 р = 2 940 р
- шина 175/70-R13 Nordmaster 2 – 4 шт х 2 271 р = 9 084 р
- диск тормозной ВАЗ-2108 – 4 шт х 550 р = 2 200 р
Итого, только по агрегатам и узлам получается такая сумма – почти 115 000 рублей. Теперь посчитаем примерную стоимость шасси: Рама багги: На багги с москвичёвским агрегатом израсходовано такое количество труб:



труба Ф40х2 – 29,1 м – 4722,93 р – основные дуги рамы и крест для усиления задней дуги.
труба Ф32х2 – 17,4 м – 2509, 80 р – подвеска, подножки и усиление моторного отсека.
труба 40х40х2 мм – 22 м – нижняя часть рамы с рамкой для установки верхних труб каркаса.
труба ДУ32 – 12 м – средняя часть рамы, так как бюджет был ограничен, то решили сделать из этой трубы. Трубы 40х40х2 и ДУ32 вместе стоили 4157,00 р.
труба 40х20х1,5 – 2,26 м – 111,64 р – на эти трубы устанавливались сиденья, радиатор
труба 30х30х1,5 – растяжки на раме.
труба 20х20 – 0,51 м – 14,87 р – кронштейны под приборку, под зеркала.
полоса 30х3 – 2,3 м – усилители и просто как конструкционный материал.
сетка с ячейкой 25х25 мм – 345 р – вместо лобового стекла. Итого получается 11 861,24 вечнодеревянных рубля в ценах металлобазы Металлсервис. Теперь надо подумать как крепить рычаги подвески – вопрос в том, как изготовить сами ушки. Можно заниматься творческим выпиливанием болгаркой, или обдиркой на заточном станке, можно вырезать газовой горелкой или сделать на плазморезке с ЧПУ. Всегда есть разные варианты, всё зависит от возможностей. При этом и цена будет разная. Допустим, если мы всё вырезаем на плазморезке с ЧПУ, стоимость деталей будет в пределах 8-10 тысяч рублей (с самодельными кулаками и деталями для сборки сварочных кондукторов и запасом пластинок на случай быстрого ремонта при аварии).

   

Цена достаточно высокая, с учётом того, что пластины для крепления труб заодно являются кондуктором – мы тупо устанавливаем трубы в отверстия, привариваем, устанавливаем распорки и потом обрезаем всё лишнее и ненужное. В итоге получаем примерно 20 000 рублей на материалы для рамы. Это только материалы, а ведь трубы надо погнуть, порезать, отторцевать, зачистить места сварки от рыхлой ржавчины (если такая есть). Допустим всё это уже готово. Одному человеку не под силу выставить все трубы – рук не хватит. Значит надо сделать зажимы для труб, поддержки и проч. Это всё напрямую не входит в стоимость изготовления багги, это косвенные затраты. В этом случае надо считать, получится всё сделать одному или надо звать на помощь.



Если есть только две руки и куча приспособлений, то выставить трубы просто, мы берём трубы, ставим как нам надо, потом прихватываем сваркой. Каждый раз необходимо контролировать все размеры – на любом этапе работ. Соответственно на изготовление каждого приспособления уйдёт время и деньги. Ели самодельщик строит для себя – это время не учитывается, но если это коммерческая постройка – каждое движение работников должно учитываться – бесплатно никто не работает.

   

На сварку рамы со всеми операциями уйдёт до 4 рабочих дней. Работа не особо творческая, но в итоге человек должен заработать минимум 8 тысяч рублей. Это уже получается 28 000 рублей. Эта стоимость не включает оснастку, только работу и материалы. Ни сварочный стол, ни расходные материалы для сварки не входят в эту цену, значит, цена будет больше. Допустим, раму уже сварили и на ней стоят кронштейны для установки подвески. Что теперь надо? Установить агрегаты, изготовить крепёжные элементы для агрегатов, кронштейны для крепления ремней безопасности, для установки сидений, надо как-то крепить аккумулятор, топливный бак, как то надо установить педали, рулевую колонку. Одних только латок для установки обвеса нужно пол ведра. Их можно сделать красиво, а можно просто нарубить пластинок из полосы – стоимость в этих случаях будет разная. Трудно точно сказать, какая стоимость готового шасси будет – всё зависит от возможностей того, кто строит машину. Потом надо всё зачистить, покрыть грунтом и окрасить. Цена в автосервисе на окраску рамы по московским меркам от 35 тысяч рублей. Трубчатое шасси очень сильно отличается от панелей кузова – если подготовщик или маляр будет зачищать поверхность самих труб, стыки труб, кронштейны и прочие элементы – это всё является достаточно трудоёмкой работой, так как обычному маляру проще машинкой зачищать плоские панели кузова, чем обрабатывать нестандартные места, куда невозможно подлезть машинкой и многое придётся шлифовать вручную. Соответственно и цена будет выше, чем стандартная работа. Поэтому необходимо помогать подготавливать каркас самому, что соответственно, будет немного дешевле, но всё равно требует затрат. В итоге стоимость получается примерно от 65 тысяч рублей. Если мы сделаем простейший обвес из листового металла, его надо отформовать (прокатать рёбра жёсткости, сделать всевозможне отбортовочки и прочие полезные элементы), надо красиво окрасить и продумать как он будет крепиться. Стоимость обвеса различается от материалов – одно дело сделать простейшие листовые панели, другое дело если обшивка будет склеена из стеклоткани – в стоимость кузова будут включаться все матрицы. Но если включить затраты на изготовление кронштейнов силового агрегата, агрегатов трансмиссии, узлов системы охлаждения, кронштейнов для установки сидений, ремней безопасности и латок для установки обвеса (и прочих очень нужных деталей) – себестоимость двухместного шасси приближается к 90-100 тысячам рублей. Подвеска включает в себя как детали заводского производства, так и собственного. Надо изготовить корпуса кулаков, выточить втулки под сайлентблоки. Стоимость будет зависеть от того, что и как будет изготовлено – однозначно можно сказать в случае конкретной постройки с чётко определёнными запчастями.
Это только себестоимость изготовления шасси, при коммерческом изготовлении стоимость будет выше – производитель должен получить прибыль. Очень многие самодельщики не учитывают затраты своего труда, именно поэтому мало кто осознаёт, какова реальная стоимость созданной своим трудом машины. Самодельщики не могут оценить свою работу, для них это не работа, это способ реализовать свои творческие планы.
Для того, чтобы собрать подвеску правильно с заданной геометрией, необходимо сделать сварочные кондукторы. Их можно сделать красиво, даже отфрезеровать из единого куска металла. Можно сделать некрасиво, но тем не менее дёшево и практично. Если строится единичный аппарат, подход должен быть самым простым, если строится мелкая серия, то кондукторы должны быть более массивными. Себестоимость изготовления переднего рычага подвески около 1200 рублей. Что входит в эту стоимость – труба Ф32х2 мм, пластинка под шаровую, усилитель пластинки, втулки под сайлентблок. Надо взять кусок трубы, отрезать нужное количество с минимальным припуском на обработку, зажать в патроне токарного станка, обрезать, отторцевать втулки, при необходимости проточить изнутри с посадкой под сайлентблок. Трубы на рычаг надо согнуть, обрезать по размеру, приложить на кондуктор, проверить размеры. На это уйдёт сколько то времени – это всё включено в стоимость. После подгонки всех деталей надо всё обварить – причём сварка будет занимать меньше времени, чем все остальные операции.

           

Агрегаты надо крепить к раме. Возьмём к примеру редуктор заднего моста. Зная, как он должен устанавливаться на раме, это всего лишь часть дела. Кроме того, что его надо установить на нужной высоте, отцентрировать его, надо сделать крепёжные элементы. Крепёжные элементы должны быть расположены так, чтобы узел можно было без лишних заморочек снять с рамы. Мне очень многие говорят – да что там делать!!!! Взять кусок металла и приварить его! Никогда не спорь с идиотом – иначе опустишься до его уровня и он задавит тебя опытом. Железку надо взять, приложить к месту крепления, отметить всё маркером, обрезать болгаркой, просверлить отверстия, раззенковать их, потом приложить к месту и к узлу. Ещё раз продумать свою задумку – и прихватить обработанный кусок металла. Приварить железку – это конечное действие, но ему предшествует куча вспомогательных операций. Очень многие этого не понимают, пока сами не столкнутся – иногда за весь день работы можно приварить только одну железку! Результат работы за весь день – всго лишь одна приваренная железяка! И только учитывая, сколько времени потрачено на подготовку и на обдумывание, многие начинают осознавать, что не такое и лёгкое это дело.
Двигатель закрепить проще – используя старые подушки с кронштейнами – вывешиваем агрегат так, как нам нужно, устанавливаем агрегат жёстко. На блок от восьмёрки и выше можно использовать запчасти от классики, только надо пересверлить отверстия с 8 мм до 10. Проще всего крепить жёстко – без резиновых элементов.
Очень нерадостно наблюдать за результатами прошлогоднего голосования – кто сколько потратил бы на багги. Большая часть хотела бы или уже готова потратить менее 50 тысяч рублей на багги.



Остаётся порадоваться за этих людей – специально построенный на заказ автомобиль никогда не будет стоить дёшево. За эти деньги можно купить багги с радиоуправлением в масштабе 1/8 от полноразмерной машины. Цена багги будет соизмерима (или даже выше) с серийной моделью, от которого используются запчасти с учётом того, что в розничной продаже агрегаты стоят дороже, чем их покупает завод вагонами. Максимум на что можно рассчитывать – это скидка около 5%. Также люди не учитывают, что на заводе специально обученные люди выполняют разовые операции, они не думают что и как сделать, откуда чего взять и куда прикрутить. Человек, который строит на заказ багги должен всё делать сам, от покупки агрегатов, запчастей, труб, делать чертежи сам, договариваться с заводами для изготовления запчастей. Каждая производственная операция требует своих затрат, как материальных, так и умственных. Давайте совместно прикинем, сколько должен получать человек (для простоты будем считать, что машину строит 1 человек), который строит машину. Будем считать, что минимальная заработная плата должна составить в месяц около 40 000 рублей. Не могу рассуждать о расценках на труд в регионах, но в Москве это примерная з/п, которую должен получить рабочий на очень хорошей фирме. Если в календарном месяце 22 рабочих дня, то в день рабочий должен получить около 1818 рублей. Для простоты расчётов принимаем 2000 рублей в день. Итого 44 000 рублей в месяц. Так как при изготовлении багги приходится решать весь спектр вопросов в одно лицо, то разная работа требует разных затрат. Одно дело прочертить подвеску для нескольких положений колёс или разработать компоновку машины и вписать в требуемый дизайн, другое дело сделать пару десятков гибов на трубах или обварить все швы. Также следует учитывать, что если строится первый образец или серия – затраты ресурсов будут абсолютно различны на разных этапах. В этом случае надо либо дифференцировано подходить к стоимости работ, либо устанавливать фиксированную ставку. В случае мелкосерийного образца такой подход более чем оправдан – часть стоимости с изготовления первого багги будет перераспределена на следующие машины. Если машина строится в единственном экземпляре, то стоимость багги будет больше, чем меньше. Индивидуальное изготовление всегда стоило гораздо дороже, чем серийный образец – необходимо оплатить изготовление всей оснастки. При серийном образце стоимость всех вспомогательных приспособлений размывается на несколько образцов техники. Могу сказать по памяти, что когда выпустили ЗиЛ-131, то опытный образец обходился государству в 90 тысяч советских рублей. Серийный образец стоил гораздо меньше – около 11 тысяч рублей (себестоимость машины, а не цена для потребителя). Теперь сами считайте, во сколько единичная машина примерно обходилась в тех ценах. Отношение может быть или больше или меньше, но в любом случае штучный товар стоит многократно дороже – он требует гораздо больших затрат на изготовление. Очень много времени уходит на подготовительные операции. К примеру, если заготовить все трубы на раму, согнуть их, отпилить, отторцевать их и подогнать по месту сварки, закрепить, несколько раз промерить диагонали, размеры, углы наклона и проч – это всё время. При этом стоимость оснастки входит либо полностью в стоимость машины, либо раскидывается на всю партию – в обоих случаях наценка разная. Точную стоимость багги можно знать только лишь после постройки минимум одной машины, но наша реальность такова, что строить на заказ багги на стандартных вазовских запчастях дешевле 400 тысяч рублей не получается.

Огромное спасибо за консультации следующим людям

- Новосёлов Александр
-Арифулин Рашид

Все материалы могут быть перепечатаны только после согласования с Администрацией проекта НитроЛАБ.
Для контактов обращаться по адресу tuningточкаlabсобакаgmailточкаcom или по телефону +7-926-181-56-08

Проект НитроЛАБ, 2011 г